Трансформация понимания идентичности в философском дискурсе
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph1/291-300Ключевые слова:
идентичность, глобализация, мультикультурализм, тождество, различие, самоопределение, принадлежность, индивидуализм, дивергенция, противоречиеАннотация
В статье проанализировано понятие «идентичности». В рамках истории развития понятия дана периодизация в виде двух больших этапов, включающих в себя набор различных теорий. Произведены семантическая экспликация и характеристика основных теорий идентичности. Прослежена смысловая трансформация понятия «идентичность» в разных философских направлениях и школах, а также у разных авторов. Установлена причинно-следственная зависимость между пониманием идентичности и конкретной исторической социокультурной ситуацией. В рамках статьи идентичность концептуализируется не как статичная сущность, а как динамичная, подвижная структура, обладающая потенцией к рекомбинации и реконфигурации. Проведена корреляция между идентичностью как темой философского осмысления и эпистемологическими процедурами тождества и различения. Определена главная проблема идентичности в современном казахстанском обществе, которая, по мнению автора, заключается в дивергенции объективных социокультурных обстоятельств (реальность глобализации) и внутренних факторов, оказывающих сильное влияние на самоопределение (история, традиции, менталитет). Подчеркивается тот факт, что история западного мира по своему характеру, последовательности, динамике и отчасти целенаправленности не идентична истории Казахстана. Поэтому линейной модернизации (выстраиванию своей культуры по лекалам европейской) препятствует множество эндемических причин, которые нельзя просто отбросить как нечто устаревшее. Во многом эти эндемические факторы составляют самобытность национальной и культурной идентичности казахстанского общества.