Категориальная методология в формировании аппарата концептуализации
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph3/399-408Ключевые слова:
автоматизация рассуждений, дуальность, естественный и искусственный интеллект, категориальная методология, концептуализация, триадичность, цифровизацияАннотация
Есть основания полагать, что рост международной напряженности, разнообразные кризисы и кон-фликты порождены многочисленными и продолжающимися усиливающимися диспропорциями враспределении разнообразных ресурсов. Привычная большинству мировоззренческая установка наавангардную роль науки и образования в перманентном общественном прогрессе заменяется домини-рованием в современных обществах цивилизации и культуры технологий и техники. Подвергнутакритике концепция познания как отражения. Предложено шире применять концепцию трех мировК. Поппера. Сделан вывод относительно того, что познание и знание дополняют собой физическое ипсихическое в объекте, делают его доступным человеку. Понятия есть единицы знания, переносящиесмыслы и содержания, а категории — это образования, ответственные за маршрутизацию мышления.Различие понятий и категорий имеет функциональный характер. Современные конструкции знаниядолжны не уступать по уровням организации и внутреннего разнообразия природным и техническимсистемам. В этом ключе категориальная методология, объединяющая категориально-системную мето-дологию и теорию динамических информационных систем, позволяет разрабатывать когнитивные ин-струменты, использующие аппарат цифровизации в интересах опытов, автоматизирующих процедурыпостроения концепций.