Философские аспекты научного творчества
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph3/409-417Ключевые слова:
научное творчествО, интуиция, интуитивизм, научное познание, научная интуиция, интиуитивное мышление, бергсонизм, эпистемологияАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме в эпистемологии, изучающей сущность и характер научноготворчества, а также его философские аспекты. Без творчества невозможно эффективно решить любуюнаучную проблему или сделать научное открытие. Научное творчество, как особая деятельностьчеловека, представляет собой конструктивный процесс, направленный на удовлетворениепотребностей в создании новых духовных и материальных ценностей. Для творчества характернопротивопоставление догматизму. Исследованы сущность и особенности научного творчествапосредством метода философского анализа. Целью статьи является анализ аспектов научноготворчества, учитывая его связь с интуицией. Авторами представлена характеристика основныхпризнаков научного творчества, включая философские традиции, методологические, этические,социальные и психологические аспекты, а также критическое мышление. Исследован методинтуитивизма в научном творчестве на основе первоисточников А. Бергсона, а также концепциябергсонизма в работах Ж. Делеза. В статье прослеживается эволюция представлений об интуиции отзарождения философской мысли до современности. Взаимосвязь научного творчества и интуиции спсихологией ученого рассматривается через работы Ж. Адамера о Пуанкаре и концепцию «личногознания» М. Полани. Авторы исследовали влияние интуиции на этику ученого и процесс принятиярешений в научной сфере.