Постмодернистский нигилизм социальной тотальности
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph2/245-255Ключевые слова:
постмодернизм, социум, парадигма, постнеклассический, логоцентризм, децентрация, гетерогенный, тотальностьАннотация
В статье проведен анализ постмодернистских нападок на классические и неклассические установки философов на социальную тотальность. Между тем постнеклассический социально-философский дискурс вызван мощными цивилизационными сдвигами, обусловившими кризис традиционной системности, классических духовных ориентиров, редукционистского онаучивания действительности в метафизическом проекте. Картина современного социума пестра, многолика, разнообразна, индивидуализирована потоками автономных процессов и человеческих волеизъявлений. Главными атрибутами гетерогенного пространства выступают различие и сингулярность, которые элиминируют единые основания социального бытия и конституируют гетерологический концепт постнеклассической социальной парадигмы, легитимируя принцип неопределенности социального познания. К таким теориям мы относим постмодернистские. В эпоху постмодернистской современности произошла ситуация полного недоверия к метанарративистским конструкциям. В сложившемся «состоянии постмодерна» Ж. Деррида предложил идею тотального деконструирования классических интенций, утверждающую постмодернистский концепт. Главными маркерами постмодернизма являются децентрация, антифундаментализм, отсутствие единого паттерна, отказ от метанарративов, а также антимелиоризм. Они были подготовлены критическими воззрениями философов модерна в сторону классической философии (К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд), сенсационными достижениями в области естествознания XIX и ХХ веков, а также разнообразием социальной практики во второй половине ХХ века. Природный и социальный мир стал другим, требующим новейшего когнитивного мышления, принципиально новой эпистемологии. Как результат, постмодернизм отвергает деспотию логоцентризма, заточенного на космическую тотальность.