Востоковедение и полицентричность современного мира
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph4/235-243Ключевые слова:
востоковедение, философское востоковедение, философская компаративистика, знание о Востоке, Восток, Запад, полицентричный мир, диалогАннотация
В статье отмечается необходимость обсуждения не только и не столько дихотомии «Восток–Запад»,сколько концепций ориентализма и оксидентализма, поскольку во главе угла должна находиться зада-ча по поиску путей и способов восприятия Востока Западом и наоборот. В этой связи следует гово-рить о смене научной картины мира и научной парадигмы. Прежняя научная парадигма, которая ис-тоически основывалась на традиционной дихотомии «Восток–Запад», «Европа–Азия», уже пересталаотвечать изменившейся объективной социальной реальности. Современная научная картина мирадолжна основываться на понимании научно-гуманитарного единства мира, его глобально-планетарной целостности. Культурно-цивилизационное многообразие планеты детерминирует пони-мание равнозначности, равноважности, равноценности всех культур и конфессий мира. По этой при-чине современное востоковедение должно быть не только «европейской, западной», но и «азиатской,восточной», и мировой наукой. Современное научное востоковедение также должно учитывать пара-дигму постнеклассической картины мира, где человек не противопоставляется миру, а вписан в него ивключен в него. Здесь важно не дистанцирование от объекта исследования в целях получения объек-тивного научного знания, а, наоборот, исследователь должен быть погружен, вовлечен в исследуемыйматериал. Постановка и исследование данной масштабной проблемы позволит расширить проблемноеи предметное пространство философского востоковедения, сформировать новые научные направле-ния философской компаративистики, опираясь на богатейшее наследие философской мысли Востока,понимая полицентричность мира и самой философии.