О деформации этического дискурса в советской философии
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph4/244-251Ключевые слова:
философия, советская философия, диалектический и исторический материализм, этика, марксистско-ленинская этика, партэтика, основной вопрос философии, идеологияАннотация
Обсуждается проблема трансформации философского дискурса в советскую эпоху, который последискуссий 20-х годов утвердился на двух основных положениях, сформулированных еще Энгельсом:1) философия — это наука; 2) истинная философия — это материализм. Кроме того, главной установ-кой для философствующих стал догматически понятый 11-й тезис Маркса о Фейербахе. Анализиру-ются основные идейные направления постреволюционного периода. В конечном итоге, к середине 30-х годов этика исчезла из философии, которая становится идеологией. В статье отстаивается тезис отом, что, когда обсуждение этических проблем вернулось в философию в начале 60-х годов, это невосполнило того зияния, которое образовалось в результате осуществленной ранее деформации. Такназываемая советская марксистско-ленинская философия не смогла занять того места, которое ей поправу должно принадлежать. Этика так и не появилась в программах вузов (за исключением фило-софских факультетов), оставив место лишь для догматически понятых онтологии и гносеологии. Ни-чего не изменило и провозглашение марксистско-ленинской этики качественно новым этапом в раз-витии этики, поскольку то, что под этим названием предлагалось в учебниках, никоим образом немогло соперничать с классическими этическими работами. В работе показано, что 1) существенно по-менялись акценты в подходе к философии, они ушли с человека на учение о мире; 2) учебная этика неимела никакого отношения к этике бытовой; 3) в рамках классовой этики человек как автономное су-щество, как личность исчезает в пользу человека массового, несмотря на все оговорки; 4) не исследу-ется проблема идентификации и самоидентификации.