Крах европоцентризма и два лика русского западничества
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph4/252-260Ключевые слова:
Запад, Россия, культура, европоцентризм, западничество, смердяковское западничество, живое западничество, русофобия, техногенно-потребительская цивилизация, духовно- экологическая цивилизацияАннотация
В статье обосновывается современное крушение идеологии европоцентризма, утверждающей, что ис-тория Запада есть осевая линия мировой истории, а европейская культура — вершина мировой куль-туры. Это лишает западничество его мировоззренческой основы, а его традиционные призывы к незападным народам копировать институты, образ жизни и ценности Запада становятся реакционными,отбрасывающими их в прошлое. Выделяются три исторических формы русского западничества кактеории и практики: прусско-имперская, социалистическая и либерально-рыночная. Российская пере-стройка, проводившаяся по либерально-прозападным образцам, обернулась для России и многихстран бывшего СССР неисчислимыми социально-экономическими и культурными потерями и, как се-годня выясняется, большой кровью. В статье показано различие между порочным, «смердяковским»,по выражению автора, западничеством, основанным на мифологическом преклонении перед Европойи США; и конструктивным — живым — западничеством, как любви к высоким достижениям запад-ной цивилизации и пониманием необходимости объективного изучения ее современных научно-технических и культурных достижений. Только это может обеспечить равноправный, рациональный ипродуктивный диалог между цивилизациями Востока и Запада. Крах европоцентризма и глубокийкризис современного Запада нацеливают интеллектуальные элиты не западных народов на поиск на-циональных стратегий развития и творческого обсуждения общемировых перспектив, связанных с пе-реходом от нынешнего тупикового техногенно-потребительского к нарождающемуся духовно-экологическому мироустройству будущего.