Влияние атеизма на святые места в Советском Казахстане на примере Кызылординской области (1960–1980-е гг.)
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph4/39-51Ключевые слова:
Советский Союз, Казахстан, Кызылорда, Духовное управление, коммунизм, атеизм, ислам, мусульмане, святыня, мавзолейАннотация
В статье на примере святых мест Кызылординской области авторы рассмотрели позицию и действия большевиков в 1960–1980-е годы в отношении исламских святынь. Большевики, основной идеологией которых был атеизм, хотели создать новое советское общество. Одним из самых больших препятствий для них на этом пути были религия и традиции мусульманских народов. В Средней Азии мавзолеи святых издавна почитались и считались святыми. Существовала традиция их посещения. В Средней Азии было много мест, таких как, например, мавзолей Ахмета Ясави, которые считались святыми для местных жителей и куда приезжали мусульмане со всего Советского Союза. Такие религиозные традиции и святые места вызывали обеспокоенность большевиков, боровшихся с религией. В указанный период советские власти ужесточили борьбу с традицией посещения святынь народов Сыра. Проводилась не только пропаганда против святых мест, но и происходили настоящие нападения. Путем пропагандистской работы большевики пытались доказать, что святые места вовсе не святы. Пропаганда велась не только относительно посещения мавзолеев святых, но и против культа захороненных в мавзолее святых. Кроме того, наряду с решением, принятым Коммунистической партией, в отношении святых мест, также была использована фетва Духовного управления местных мусульман. В статье на основе архивных данных проанализированы подобные атеистические позиции советской власти в отношении святых мест Кызылординской области. В случае атеистической идеологии цель и задача настоящего исследования — найти ответы на следующие вопросы: «Какие решения и действия принимали большевики в отношении исламских святынь?», «Смогли ли они достичь своих целей?».