Кантовский корреляционизм и проблема познания абсолюта

Авторы

  • Н.А. Черняк

DOI:

https://doi.org/10.31489/2024hph4/339-346

Ключевые слова:

вещь в себе, корреляционизм, абсолютное, до-историческое, коперникианский поворот в философии, толемеевская контрреволюция, спекулятивный реализм, математический дискурс, посткантовская философия, трансцендентальный идеализм

Аннотация

В статье рассмотрены идеи нового философского направления в западной философии — «спекуля-тивного реализма», возникшего как реакция на господство идеалистической посткантовской филосо-фии, получившей название корреляционизма и его разновидностей. Проанализированы аргументы иконтраргументы проводимой критики корреляционизма по важнейшему философскому вопросу —существование вещей самих по себе или «в себе». Согласно спекулятивному реализму, уязвимым ме-стом корреляционизма, обнаруживающим его слабость, является проблема «диахроничности» или«архиископаемого». Под диахроничностью понимается временной разрыв между мышлением и быти-ем, то есть признание того факта, что бытие предшествует мышлению, оно «существует» раньше, чеммышление. Эту проблему не в состоянии разрешить последовательный корреляционизм. Показано,какое влияние на формирование научных и философских стандартов оказала галилео-коперникианская революция. Математический дискурс, согласно анализируемой точке зрения, явля-ется убедительным доказательством возможности выхода мышления к вещам самим по себе или «всебе». Оригинальность статьи выражается в обнаружении ограниченности позиции спекулятивногореализма как критики корреляционизма: спекулятивный реализм, претендующий на осмысление ме-тафизических проблем, пытается решить метафизические проблемы средствами науки. Сделано за-ключение об эвристической значимости и ограниченности предлагаемого направления.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ