Изображения оленей на плитах чемурчекских ритуальных оград (Монгольский Алтай) и их особенности
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph4/98-113Ключевые слова:
чемурчекский культурный феномен, эпоха ранней бронзы, петроглифы, древние святилища, изображения оленей, антропоморфные сверхъестественные существа, Монгольский Алтай, Горный Алтай, культурные связиАннотация
В 2015–2019 годах Российско-монгольской археологической экспедицией под руководством А.А. Ковалева и Ч. Мунхбаяра в бассейне верхнего течения реки Ховд, вблизи озера Даян-нуур (Баян-Ульги аймак Монголии) были проведены полные научные раскопки двух ритуальных оград чемурчекской культуры — Хар чулуут и Хулагаш (в плане, соответственно, 25х35 и 18х31 м), а также начато исследование третьей ограды — Чулуут булаг (в плане около 40х60 м). Раскопки показали, что эти сооружения представляют собой прямоугольные ограды широтной ориентации из вертикально установленных, по большей части хорошо обработанных каменных плит, сплошь украшенных снаружи изображениями фантастических антропоморфных существ, животных, а также символическими изображениями. Рисунки были нанесены и на массивные камни, уложенные в центре ограды Хар чулуут. 1. Раскопанные сооружения были построены и использовались как святилища в один период — вторая половина III тыс. до н.э. В статье рассмотрены изображения оленей на плитах чемурчекских оград. Эти рисунки, выполненные в «реалистичной» манере, силуэтной технике с контурным желобком, находят аналогии на местонахождениях Баян-Ульги и Горного Алтая, однако большинство таких фигур оленей здесь имеет лишь частичное заполнение, в отличие от чемурчекских петроглифов, покрытых сплошной забивкой. Заполнение туловища сплошной выбивкой прослежено на некоторых фигурах оленей из урочища Калбак-Таш I, что можно объяснить чемурчекским влиянием. Здесь имеются два случая перекрывания фигур оленей с частичным заполнением фигурами со сплошной забивкой и один случай обратной последовательности, что подчеркивает синхронность бытования обеих традиций на определенном этапе. И на плитах чемурчекских святилищ, и на плоскостях Калбак-Таша изображения оленей (в Калбак-Таше — с частичным заполнением) входят в композиции с фигурами сверхъестественных существ: соответственно «параболических» антропоморфов и антропоморфов с «полосчатым» основанием, имеющих рад общих атрибутов. Археологическое и радиоуглеродное датирование чемурчекских святилищ дает возможность отнести появление таких композиций в Горном Алтае к периоду не позднее середины III тыс. до н.э.