Знание, наука, университет в координатах информационной агрессии (опыт социально-философского дискурса)
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph2/326-334Ключевые слова:
наука, университет, знание, информация, аксиология, образование, мудрость, истина, универсалия, социум, личностьАннотация
В статье автор подвергает социально-философскому анализу современное состояние науки в условиях
информационного бума, роль университетского образования как модели универсальной институции. Исследует природу знания и его соотношение с информацией. Предлагает осмысление параллелей: «знание–информация», «знание–мудрость», «знание–наука». В таких исследовательских координатах происходит осмысление важности современного понимания смысла, роли, статуса знания в условиях современной информационной диверсии. Автор оценивает знание через две его универсальные характеристики — универсальность и безличность, что позволяет знанию существовать долго и прочно встраиваться в мировоззренческую систему человека. Большое внимание в статье уделено вопросу историчности знания, его зависимости от тех исторических декораций, в которых оно возникает, существует и утверждается. Автор отмечает как важнейший атрибут его имперсональность, в отличие от мудрости, которая больше носит аксиологический характер. Для подтверждения своих авторских позиций в статье проанализирована научная позиция Лиотара, сторонника функционализма, концептуализирующего социум в качестве машины. В рамках тематического пространства статьи автор обращает внимание на основные функции университетского образования в современном мире, его особую роль и ответственность в формировании научной картины мира и получении универсального знания. Автор убежден, что выработкой метакогнитивных комплексов и должен заниматься университет в XXI веке. К сожалению, сегодняшние университеты в Казахстане ограничиваются лишь подготовкой специалистов, которые являются заложниками своих профессиональных навыков и, как правило, не позволяют более широко, панорамно взглянуть на мир.