Судьба науки и образования в эпоху глобализации (социально-философский аспект проблемы)
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph2/335-342Ключевые слова:
наука, образование, глобализация, реформа, тренд, академическая свобода, провиденциализм, постнеклассическая наука, модернизация, гетерогенностьАннотация
В статье осуществлена попытка осмыслить в оциально-философском ключе природу и статус науки и образования в условиях глобализационных процессов, происходящих в мире. Очевидно, что наука и образование, находящиеся на передовом крае формирования личности, общества, государства, испытывают на себе влияние этих серьезных процессов. В связи с этим актуализирируется проблема мировоззренческого осмысления этих институтов с целью определения основных направлений развития науки и образования. Автором использована концепция постнеклассической науки, которая апеллирует к необходимости и приоритетности междисциплинарных оснований подобных исследований. Осуществляемая сегодня в Казахстане целевая программа стратегия «Новый Казахстан» требует усиления факторов науки и образования в этом государственном и общественном конструировании. Автор обозначает свою исследовательскую позицию через анализ современного состояния проблемы и определения контуров формирования новой парадигмы науки и образования. В последнее время все очевиднее становится роль науки как обслуживающей компоненты государства и общества. Некоторые государственные программы, например «Модернизация общественного сознания», обеспечили науке безбедное существование и определили место и значение науки как интерпретатора и идеологического обоснования государственной политики. Авторская позиция связана с осмыслением необходимости и важности реформ в образовании и в науке на всех уровнях. Реформы должны обеспечить академическую свободу в образовании, провиденциалистский формат существования науки.