Состояние религиозного сознания на информационной площадке (на примере Интернета)
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph2/392-400Ключевые слова:
религия, религиозная грамотность, Интернет, информационное поле, ислам, цифровая площадка, диалог, социальные сети, инстаграм, социологические исследования, официальные страницыАннотация
В статье представлено религиозное сознание в информационном обществе через призму Интернета.
Интернет рассматривается как средство трансформации форм выражения религиозности, способствующее повышению религиозной грамотности населения, на примере анализа различных онлайнсервисов, сайтов и приложений. По мнению многих авторов, представители религиозных конфессий, особенно ислама, претерпевают изменения относительно некоторых информационных элементов в Интернет-среде. Трансформации, приводящие к увеличению направлений и ответвлений традиционных религий, которые появляются и часто обсуждаются в Интернете, могут носить как идеологический, так и дискурсивный характер. Если говорить о контент-анализе религиозных страниц социальных сетей, в целом, основные тематические направления — это различные аспекты культуры (рассказы об исторических личностях, рецензии на книги и фильмы, образовательные и экспертные материалы об искусстве, культуре, современных явлениях и течениях), а также семейная жизнь и моральные вопросы, благотворительность и др. Таких примеров достаточно, и во всех говорится, что широко
представленные в Интернете религиозные конфессии используют возможности сети в своих обрядах
все чаще. В результате такого взаимодействия Интернета и религии наблюдается, как влияние религии на Интернет, так и влияние Интернета на религию. Хоть Интернет существует давно, широкое его использование началось чуть более десятилетия назад, а в такой консервативной среде, как религия, это произошло совсем недавно. Под изучение попадают Интернет-источники, информация об исламе, вопросы о целях, задачах и функциях этих ресурсов. В связи с этим данный вопрос на сегодня весьма актуален.