Образ женщины в философии суфийских тарикатов
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph3/161-169Ключевые слова:
суфий, тарикат, зикр, ишан, мурид, сема, мировоззрение, Ясави, Кубрави, Кадари, НакшбандиАннотация
В статье рассмотрены учения и основные принципы суфийских тарикатов в Средней Азии, а также проделан анализ роли и места женщин-матерей в мусульманском обществе. Были даны разъяснения
об основателях тарикатов и основных принципах, присущих их направлениям. Представлен сравнительный анализ философии суфийских тарикатов, а также показаны роль, права и возможности участия мужчин и женщин в совершении зикра. Рассмотрен вопрос о том, что женщина и мужчина всегда были равны на духовном пути. Авторами высказано предположение, что каждый должен установить свою связь с божественностью, и что женщины ничем не отличаются от мужчин по этому признаку. Кроме того, были проанализированы влияние и роль женщин-суфиев в распространении суфийского учения. В некоторых суфийских тарикатах сказано, что женщины могут занимать высокие должности и быть духовными наставниками для других женщин. Однако в других — сформулировано то, что женщины были ограничены в своих возможностях и не могли достичь той же степени обучения и духовного руководства, как мужчины. Полагаясь на учения нашего предшественника Ахмеда Ясави, можно утверждать, что в основе развития человека лежит толерантность, и гендерная специфика не имеет значения в его совершенствовании. В современном казахском обществе мы видим, что женщина добилась значительных успехов как специалист в любой сфере.