Особенности когнитивной деятельности подростков
Ключевые слова:
подросток, когнитивная деятельность, восприятие, память, внимание, мышление, речь, эмоция, самоидентификация, обучениеАннотация
Вопросы, поставленные в статье, посвящены половым и возрастным особенностям когнитивной деятельности подростков. Здесь деятельность характеризуется как активность, возникающая с какими-то потребностями человека. Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение. Поэтому когнитивная деятельность в жизни подростков по сравнению с такими потребностями, как самоидентификация, самоопределение, самоутверждение, составляющими структуру личности, не имеет ведущего значения. Особенности, уровень развития когнитивной деятельности подростков в статье объясняются взаимосвязью компонентов, входящих в когнитивную сферу: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы. Отмечается, что чем больше эти компоненты соответствуют возрасту, тем выше эффективность когнитивной деятельности. Другой вопрос, которому уделяется пристальное внимание, — это эмоциональное содержание когнитивной деятельности подростков, связанное с половым созреванием. Так, подростки в сталкиваемых ситуациях, в том числе в учебном процессе, проявляют высокую эмоциональность. Отмечено, что сама когнитивная деятельность также повышает у них эмоциональный тонус. Учитывая это, когнитивная деятельность подростков должна связываться с их самоидентификацией, самоопределением и другими потребностями. В таком случае подростки в учебном процессе будут проявлять моделированную, сознательную, производительную, интегративную, т.е. когнитивную, деятельность.