Социальная трансформация казахстанского общества в системе высшего образования
Ключевые слова:
высшее образование, коммерциализация образования, академическая мобильность, международная мобильность, гуманизацияАннотация
Целью данного исследования является изучение отношения студентов к социокультурным ценностям современной системы образования. Были определенны следующие задачи: отношение студентов к коммерциализации системы образования и ее последствиям; определение основных социокультурных ценностей современного образования; изучение идентификационных оснований студентов. Проведен мониторинг академической мобильности студентов бакалавриата. По результатам исследования нами были сделаны следующие выводы. В настоящее время наметились тенденции вестернизации и коммерциализации образования. Студенты нацелены на прагматический аспект получения образования. Принципы свободы личности, самореализации доминируют над принципами коллективизма, идейной убежденности и сознательности в процессе обучения. Авторы пришли к мнению, что в современных условиях обновление содержания образования предполагает теоретически и практически обоснованный переход к гуманитарной парадигме развития образования, мерой и центром которой является человек. Гуманитарная парадигма развития образования предполагает его гуманитаризацию и гуманизацию. Основой целостности этого процесса является духовная составляющая образования, предполагающая философское осмысление бытия человека и проблемы воспитания духовности как высшей степени развития человеческого начала. Таким образом, оценивать качество образования и образовательных программ необходимо, прежде всего, по глубине раскрытия способностей человека как творческой личности