Маргинальность как социокультурный феномен
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph3/261-268Ключевые слова:
аномия, маргинализм, культурная маргинальность, культурная идентичность, «культурный шок»,, маргинальная личность, индивид, теория структурации, глобализация, кризисАннотация
Статья посвящена рассмотрению маргинальности как социокультурного феномена. В связи с тем, что в настоящее время, в период становления новых социальных сил и отношений, многие общества, в том числе и казахстанское, в той или иной степени испытывают ценностно-нормативный вакуум, именно в это время резко усиливается процесс маргинализации и расширяется в своих масштабах. Маргинальные индивиды в условиях становления новых ориентиров лишены устойчивых социальных ориентаций, им очень сложно с достаточной определенностью и ясностью идентифицировать себя.
Маргинальное состояние характеризуется тем, что человек, уйдя из одной культуры, покинув ее на внешнем плане своего бытия, не вписывается в новую для него культуру, не приходит к ней, хотя и живет в присутствии бесчисленного множества ее проявлений. Индивид находится в стадии освоения новых культурных признаков, однако пока еще не может их освоить. Такова парадоксальная природа маргинальности как переходного, пограничного социокультурного состояния. Как правило, именно в переходные эпохи процесс маргинализации резко усиливается и расширяется в своих масштабах. Люди ощущают неуверенность и социальную нестабильность. В этой связи целью данной статьи послужила необходимость более глубокого изучения проблемы маргинальности. Опираясь на исследование проблемы маргинальности, можно сделать вывод, что в личности сходится единое и многообразное, целое и частное, всеобщее и единичное. В этой связи проблема маргинализации должна решаться через личностное самоопределение. В написании настоящей статьи рассматривались труды философов, социологов и педагогов, которые изучали проблемы маргинальности. Авторами предложен ряд рекомендаций по решению проблемы маргинальности в новых реалиях.