Социокультурная трансформация информационного общества и ее влияние на формирование новой индивидуальности
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph3/269-277Ключевые слова:
информационное общество, гипертекстовая индивидуальность, трансформация ценностей, «клип-культура», аксиологический плюрализм, кризис идентичности, коммуникация, информация, социокультурный подходАннотация
В статье рассмотрена концепция информационного общества, основанная на анализе трансформаций
подсистем общества, таких как политика, экономика, культура, технология, производство, коммуникация и человек. Авторы подчеркивают коммуникативную природу информационного общества с позиции социокультурного подхода. Они демонстрируют трансформацию коммуникации и информации в производительную силу, что позволяет преодолевать как национально-государственные, так и культурно-цивилизационные границы, изменять как глобальные тенденции управления, так и приводить к выходу за пределы локальной социокультурной системы. Благодаря философскому анализу в рамках социокультурного подхода, обосновывается ряд положений о трансформации информационного общества. В информационном обществе происходят децентрализация социального пространства в контексте его виртуализации, трансформация ценностей наряду с их противоречивостью и многомерностью интерпретации, наблюдается нарастающая сложность процесса адаптации индивида. Увеличение дезадаптивного потенциала и кризиса идентичности в информационном обществе обусловливает движение в сторону индивидуализации собственного бытия человека при снижении связи с социальным миром.