Освещение проблем развития системы школьного образования в трудах советских исследователей Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.31489/2020hph1/96-102Ключевые слова:
Советский Казахстан, политика в области образования,, культурная революция, школьное строительство, подготовка кадровАннотация
Статья посвящена исследованию истории развития отечественного школьного образования в трудахсоветских ученых Казахстана. Авторами были проанализированы работы ведущих исследователей советского периода, среди них труды А.И. Сембаева, Х.И. Бисенова, Р.О. Балгозиной, Ж.Е. Утебалина, А. Байтурсынова, Р.Б. Сулейменова, В.Т. Ермакова, Л.М. Зак, Ш.Ю. Тастанова. Были проработаны исторические источники, содержащие архивные и статистические данные. Определены основные преимущества и недостатки советских исследований проблем развития школьного образования в условиях жесткого политического и идеологического прессинга. В частности, учитывая специфику кочевого и полукочевого образа жизни и перехода к оседлости, ученые отметили важность внедрения начального и среднего образования в сельских районах, была отражена масштабность реализации задач всеобуча в республике. В качестве подтверждения приводились данные и по численности педагогического корпуса Казахстана. Авторами сделаны выводы о том, что образовательная, половозрастная, социальная и партийная структура педагогических кадров Казахстана в различные периоды социальноэкономического развития страны требует своего детального рассмотрения. Некоторые идеи алашордынцев могут показаться современным педагогам весьма актуальными, в частности, по вопросам языкового обучения и автономности школ. Исследователи отмечают, что в меньшей степени исследователей привлекали вопросы содержания и методики образования и воспитания. Образовательный процесс рассматривался в основном с внешней стороны, и это изучение носило зачастую формальный характер. Преобладание историко-партийной направленности исследований привело к тому, что политика центральных партийных органов и деятельность местных партийных организаций в исторических трудах выступали основными факторами развития системы образования, которые оказывали решающее воздействие на их эффективность и результаты