Проблема человека в истории философской мысли
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph2/327-333Ключевые слова:
философская антропология, особенность теоцентризм, представление о тотемизме, антропоцентризм, «физиологические» и «прагматические» термины, фрейдизм, неофрейдизмАннотация
В статье рассмотрена проблема человека в философии разных исторических периодов — философии Древнего Мира, Античности, Средневековья, эпохи Ренессанса, философии Нового времени, Современности. Сначала изучены первые философские взгляды на проблему человека, сложившиеся в древневосточной философии (в философии Древней Индии, Древнего Китая). Также человек характеризуется как объект рассмотрения в верованиях древних людей. Определены основные западноевропейские подходы античной философии к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель). Подчеркнуто, что западноевропейское Средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения, на все стороны жизни людей, тем более — на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения (А. Августин). Показано, что философия Нового времени формируется тем, что был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности (Ж.О. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, И. Кант). Выделяются особенности в философии человека ХIХ века. Кроме того рассматриваются характерные особенности русской философии второй половины XIX–начала XX вв. (Белинский, Чернышевский, Бердяев, Соловьев). В статье также рассмотрена проблема человека в казахской философии, описаны взгляды Абу Насыра аль-Фараби и Абая. Представлены антропологические проблемы ХХ века в западноевропейской философии.