К вопросу о социальной онтологии
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph3/280-287Ключевые слова:
классический, неклассический, постнеклассический, онтология, метафизика, гетерология, современный социум, сингулярность, неопределенность, событиеАннотация
В статье поднимается вопрос о соотношении онтологии и гетерологии, являются ли они синонимами или противостоят друг другу. Онтология в классическом понимании является, по Аристотелю, «первой философией», или метафизикой, или учением о бытии. Бытие при этом понималось как что-то сверхзаданное, трансцендентное, абсолютное, существующее априори до всякого конкретного сущего. Такое понимание бытия исчерпывало любое проявление сущности, в том числе и социальное. Такова принципиальная установка классического типа философствования. Неклассическая философия, напротив, казалось бы, отказывается от подобного поиска объективного, надмирового основания и обращается к другому онтологическому субъекту, человеку, ставя его в центр своих изысканий, в центр онтологии. Происходит радикальная смена акцента с абсолютности истины на ее релятивность, исключающая позицию абсолютного, абстрактного наблюдателя как лишенного собственного, имманентного мира. Однако с дальнейшим развитием социального и научного знания, с утверждением онтологического статуса неопределенности в развитии, диссонанс классического и неклассического способов философствования элиминируется, обнаруживается их общая когнитивная установка — поиск единого онтологического основания. Постнеклассическая социальная парадигма, к которой мы относим социальную гетерологию, напротив, мыслит социальность как социацию, не как предустановленную, а как способ связывания сингулярных единиц, лишенных общности. Постнеклассическая социальная парадигма преодолевает метафизику. Социальность — не общее бытие, не распределенное между всеми, а разделенное между событиями. Такая социальность манифестирует к онтологии — гетерологии.