Дискурс о теоретико-методологических подходах в современной философии искусства
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph3/306-314Ключевые слова:
искусство, современное искусство, философия искусства, эстетика, теория, произведение искусства, эстетический вкус, ценностиАннотация
Статья посвящена анализу приоритетных проблем развития современного искусства, а также эволюции эстетических представлений и взглядов в ситуации всесторонней и глубокой трансформации художественных отношений, интересов и взглядов. Изменения художественной практики, эстетических установок, философских оценок в области искусства определяются авторами статьи как проблема социальных контекстов и многофакторных запросов в сфере художественного творчества. Авторы акцентируют внимание не только на стилевых, аксиологических, нормативных, публичных, договорных установках в сфере художественной практики и отношений, но и на латентных, и одновременно, превалирующих художественных и эстетических подходах и позициях, выраженных в интенциях, ожиданиях, эмоциях, потребностях, формах коммуникации и самореализации, выходящих за рамки когнитивной соизмеримости и эстетической объективности, вкусовой постижимости и моральной доступности. В статье рассмотрены некоторые приемы и особенности «теоретизирования» в области анализа проблем искусства в широком смысле, а также анализа его феноменов. Авторы выделяют функции теории искусства, обнаруживают «автономию» теории искусства, также указывают на ее отличия от повседневных оценок, практических запросов, эстетических установок и «научных норм».