Вопросы формирования исторического знания: зарубежный опыт
Ключевые слова:
историческое знание, духовная модернизация, молодежная среда, национальное сознание, модернизация системы образованияАннотация
В начале ХХ в. Республика Казахстан вступила на новый путь своего развития, обозначенный как период Третьей модернизации, главной целью которой является глобальная конкурентоспособность. Сегодня большое значение стал приобретать фактор интеллектуального и духовного развития общества, неотъемлемой частью которого являются исторические знания и историческое мышление. В этой связи опыт ведущих стран по формированию гуманитарного потенциала для молодого Казахстана является значимым и важным. В статье рассматриваются вопросы формирования исторического знания у обучающихся на примере средней и высшей школы на основе зарубежного опыта. Зарубежные исследователи анализируют опыт преподавания исторических дисциплин в своих странах в условиях глобализации и интеграционных процессов. Авторы отмечают значимость исторических дисциплин в формировании коллективной идентичности общества, общего понимания знаковых исторических событий, анализируют особенности исторического знания у молодого поколения разных возрастных групп, рассуждают об особенностях преподавания исторических дисциплин в условиях глобализации. В своих трудах зарубежные авторы приводят анализ результатов социологических исследований, который позволяет осмыслить роль исторического знания с точки зрения зарубежных ученых, занимающихся проблемами модернизации современной системы исторического образования, выявить перспективы исторической дисциплины, определить пути выхода из духовного и интеллектуального кризиса современного сознания.