Суд биев как социальный феномен в культуре кочевого казахского народа

Авторы

  • В.С. Батурин
  • С.Е. Шакиров

DOI:

https://doi.org/10.31489/2022hph4/267-276

Ключевые слова:

конфликт, справедливость, справедливостьчастное право, частное право, суд биев, традиции, самосохранение, субъект-объектная парадигма, гласность, преемственность

Аннотация

Статья посвящена рефлексивному осмыслению достижений кочевого казахского народа в преодолении ими в жизни различного рода конфликтов. Методология деятельностного подхода, как альтернатива современному традиционному «натурализму», позволила выявить ряд базовых принципов, благодаря которым предкам удавалось самостоятельно справляться с разрешением всего многообразия возникавших перед ними жизненных проблем. Выявлено, что самоорганизация, как определяющий природосообразный принцип существования всего живого на Земле, благодаря народной памяти, получил своеобразное «опредмечивание» в виде сакрально значимых норм, составивших основу обычного права казахов. А институт посредничества в кочевой цивилизации казахов явился продуктом социального творчества самих кочевников. Этому во многом способствовало такое социальное изобретение кочевников, как суд биев. Именно они на профессиональной основе, путем использования норм обычного права, осуществляли оказание посреднических услуг среди своих сородичей при разрешении различного рода конфликтных ситуаций. При содействии людской памяти происходила своеобразная селекция тех качеств, которыми должны были обладать сами бии. Она же способствовала и отработке тех процессуальных норм, которыми бии обязаны были руководствоваться в своей профессиональной деятельности, верша справедливый суд. Знание и учет специфики исторического наследия кочевой цивилизации при разрешении конфликтов могут оказать содействие в выработке суверенным Казахстаном собственной стратегии в противостоянии современным угрозам «пандемии синдрома «многополярного хаоса».

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ