К вопросу о содержании образовательных программ в мусульманских школах Казахстана
Ключевые слова:
мусульманские школы, казахская литература, ислам, культура, религиозно-духовная литератураАннотация
В статье рассмотрены различные источники и литература, в том числе постреволюционная литература второй половины XX в. — начала XXI вв. Новые этнографические материалы дают более широкий взгляд на содержание образовательных программ в мусульманских школах. Учебно-методическая литература в мусульманских мектебах была представлена как рукописными, так и печатными учебниками и учебными пособиями. Под учебниками и учебными пособиями понимались специально написанные по отдельным дисциплинам книги. В мусульманском мектебе широко использовались рукописные учебные книги, многие из которых неоднократно переиздавались. Главное место в учебнометодическом обеспечении занимало составление учебных программ. Первая учебная программа для
новометодных школ была составлена И. Гаспринским в 1898 г. Она называлась «Рэхбаре могаллимин», в ней был дан тематический план уроков, изложены основы преподавания по звуковому методу, поурочные планы дисциплин, приведены примеры расписания уроков с расчетом часов. Учебники для мектебов, широко распространенные в Степном крае, в массе своей были не на казахском, а на татарском языке. В них излагались основные положения исламской религии. Учебно-методическая основа педагогической системы Казахстана сохраняла отжившие черты.