Идейно-методологические концепции в советской историографии дореволюционной истории казахов (1920–1940-е годы)
Ключевые слова:
история Казахстана, институт биев, обычное право, закон, практика правового плюрализмаАннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования и трансформации теоретико-идейных подходов в советской историографии в отношении дореволюционной истории традиционного общества казахов. Авторами отмечается, что в 1920-е гг. в исторической науке еще можно было наблюдать некоторый плюрализм научных мнений. Связано это с тем, что Советская власть, не имея реальных сил и квалифицированных кадров для борьбы с дореволюционными историческими концепциями, была вынуждена принимать положение в науке, когда методология «старой научной школы» применялась одновременно с теоретическими выкладками и концептуальными положениями большевиков. В историографии этого периода поднимались острые и животрепещущие вопросы и делались довольно часто далеко не марксистские выводы. При изучении социальной истории казахов представители «старой школы» исходили из положения, что общество кочевников было гомогенным, без классовых различий. Особое внимание уделяется тому, что по мере строительства советского государства большевики стремятся изменить «облик» исторической науки. В 1930–1940-е гг. он становится все более политизированным, в науке начинает утверждаться в качестве теоретико-методологической установки концепция классового подхода при изучении социальной истории казахского общества. В соответствии с ним традиционное казахское общество начинает рассматриваться через призму борьбы антагонистических сил — эксплуататоров и эксплуатируемых. В статье делается вывод, что постепенно проблемы социальной истории казахов становятся неактуальными, так как в исторической науке начинает наблюдаться всеобщее увлечение учеными изучением истории строительства советского общества.