К вопросу формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне у школьников общеобразовательных школ Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.31489/2021hph1/29-35Ключевые слова:
историческая память, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, звание «Герой Советского Союза», партизаныАннотация
Целью статьи является определение уровня исторического знания и глубины исторической памяти учащихся школ Республики Казахстан о Великой Отечественной войне, почерпнутых из современных школьных учебников. В задачи исследования входят: узнать, насколько школьники чтут историческую память о ВОв; выявить, знают ли школьники статистику, географию, термины, относящиеся к ВОв; определить, насколько хорошо школьники знают героев солдат и тыловиков, участвовавших в ВОв; проанализировать влияние учебной литературы среднего образования на формирование знаний школьников о ВОв. Несмотря на существование всеохватывающей системы школьного образования, которая должна служить инструментом трансляции исторической памяти в общество, массовые представления о ВОв имеют пробелы. Кроме того, нельзя забывать, что трансформация школьного знания в массовые представления о прошлом — это крайне сложный процесс. Именно поэтому в статье значительное внимание уделено школьным учебникам и учебным программам, а также исторической памяти учащихся об истории ВОв. Для сбора информации был проведен онлайн-опрос 500 учеников 9–11 классов школ РК через сервис Google forms. Кроме того, были проанализированы школьные учебники, программы, статьи, посвященные данной тематике. Исследование показало, что историческая память учащихся об определенных событиях и героях Великой Отечественной войны крайне неоднозначна и должна быть восполнена. Особенно это касается участников партизанского движения времен ВОв, а также истории жизни народов Казахской ССР и СССР в годы Великой Отечественной войны.