История становления и развития Карагандинского государственного технического университета
Ключевые слова:
высшая техническая школа, Карагандинский государственный технический университет, студенты, профессорско-преподавательский состав, высококвалифицированные инженеры, Центрально-Казахстанский регионАннотация
В статье рассмотрена история становления и развития Карагандинского государственного технического университета, открытие которого связано с развитием производительных сил Казахстана в послевоенные пятидесятые годы, а также возросшим спросом на уголь и другие минерально-сырьевые ресурсы в связи со строительством гигантов черной и цветной металлургии и открытием новых перспективных месторождений железных, медных и других полиметаллических руд в ЦентральноКазахстанском регионе. Целью данной научной статьи стало изучение на основе архивных документов истории становления и развития Карагандинского государственного технического университета. Задачами представленной научной работы являются исследование состояния учебно-материальной базы Карагандинского горного института, научно-педагогической и воспитательной работы, проводимой в коллективе, а также создание новых кафедр, лабораторий, подбор и расстановка кадров преподавателей, ученых. Прослежен контингент студентов и профессорско-преподавательского состава института. Особое внимание обращено на Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Казахской ССР, академика НАН РК Абылкаса Сагиновича Сагинова, который стоял у истоков создания института и был ректором более тридцати лет. А.С. Сагинов внес значительный вклад в развитие горнодобывающих отраслей промышленности Казахстана, а также в подготовку специалистов высшей квалификации. Актуальность исследования обусловлена комплексом задач модернизации системы высшего технического образования в современном Казахстане. Модернизация технического образования, являясь одной из прогрессивных идей педагогической картины мира, активизируется в отечественном образовании, как правило, на рубеже веков, когда напряжённое настоящее становится рубежом между традиционным «прошлым» и зарождающимся «новым». Следовательно, в период модернизации в образовании происходит осознание необходимости методологических изменений, поиски новых методов обучения, расширение социальной базы и создание учебных заведений более высокого уровня. Эти процессы «рубежной педагогики» можно проследить и в проектах современных образовательных реформ на примере Карагандинского государственного технического университета.