Коммуникативная природа информационного общества и основные тенденции его социокультурной трансформации
Ключевые слова:
трансформация ценностей, информационное общество, виртуальное общество, кризис идентичности, информационное пространствоАннотация
В статье рассмотрена коммуникативная природа информационного общества и ее влияние на процесс социокультурной трансформации. Была поставлена задача доказать влияние коммуникативной природы информационного общества на процесс социокультурной трансформации системы ценностей личности. Коммуникативная природа информационного общества обладает целым рядом особенностей — сетевым принципом функционирования и распространения, виртуальным характером, кратковременной, спонтанной, «клиповой» формами подачи информации. Информационно-коммуникативные процессы трансформируются в альтернативную информационно-коммуникационную среду, обладающую онтологическим статусом. Происходит децентрализация социального пространства в контексте его виртуализации, социальные институты переводятся в гиперпространство, и формируется виртуальное общество. В настоящее время наблюдается противоречие в понимании системы ценностей, определяющих социальную действительность. Трансформация ценностей вмещает как традиционные представления о нормах и ценностях, так и аксиологические инновации, характеризующие происходящий процесс переоценки ценностей. Многомерность и противоречивость интерпретаций ценностей, их сущностного наполнения характерны для всех поколений и возрастов, образующих специфическое социокультурное состояние общества, выражающееся в появлении конфликтующих нормативноценностных парадигм. Данный процесс усложняет адаптивный потенциал индивида, оказывает деформирующее воздействие на его личностное развитие, оборачивается увеличением дезадаптивного потенциала и кризиса идентичности. Современный человек демонстрирует диалектическое отрицание усвоенной ранее системы норм и ценностей, создает новую иерархию высших ценностей бытия и общества в целом. В эпоху информационного общества человек развивается в сторону индивидуализации собственного бытия при снижении связи с социальным миром, что способствует уменьшению роли социальной адаптации личности.