Психологические аспекты взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и профессионального роста педагогов: современное образовательное пространство
Ключевые слова:
педагог, учитель, ценности, мотивация успеха, смысложизненные ориентации, сравнительный анализАннотация
Статья посвящена изучению психологических особенностей личностных характеристик педагогов в условиях современного образовательного пространства. Выбранная тема, по мнению авторов исследования, представляется актуальной в связи с интенсивными процессами модернизации современной образовательной системы, выдвигающей новые требования как к качеству подготовки квалифицированных педагогических кадров, так и непосредственно к развитию профессиональных компетенций у носителя педагогической специальности. Необходимость изучения ценностных и профессиональных ориентаций современных педагогических работников обусловлена требованиями высокого темпа наращивания профессионализма, оптимизации профессиональной адаптации и профессионального роста личности педагога. Авторами проанализированы данные по педагогическому коллективу гимназии № 9 города Караганды в составе двух выборок, в зависимости от длительности профессионального стажа. Результаты исследования основаны на итогах применения таких методик, как опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, предназначенный для определения жизненных ориентиров личности; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, нацеленный на выявление «источника» смысла жизни человека, выраженного целью, процессом или результатом — показателями важности будущего, настоящего или прошлого соответственно. Достигнутые результаты базируются на эмпирически полученных данных. В результате исследования авторы приходят к ряду выводов. В группе педагогов, стаж работы которых составляет 0–15 лет, доминируют такие ценности, как достижение
активных социальных контактов и сохранение собственной индивидуальности; для педагогов со стажем работы от 16 до 43 лет доминирующими ценностями являются достижения, духовное удовлетворение. В смысложизненных ориентациях педагогов со стажем до 15 лет присутствует выраженность шкалы цель и локус контроля «жизнь»; в смысложизненных ориентациях педагогов со стажем от 16 лет выражены такие шкалы, как процесс, результат и локус контроля.