Роль мировой историографии в модернизации образовательного значения исторического знания

Авторы

  • Б.Т. Тулеуова
  • В.В. Горовой
  • К.Т. Тулеуова

Ключевые слова:

модернизация, историческое знание, историческое образование, молодое поколение

Аннотация

Важным качественным сдвигом в мировой историографии явился так называемый культурный поворот, характеризующий переход от множества личностей к человеческому потенциалу,
а в перспективном плане — к человеческому капиталу в масштабе региональной истории.
В статье приведен анализ роли мировой историографии в модернизации образовательного потенциала исторического знания, в том числе применительно к опыту Республики Казахстан. На основе комплексного обзора существующих точек зрения зарубежных историков выделена роль исторического знания в формировании национального сознания молодого поколения в условиях духовной модернизации как одного из участников процессов преобразования общества. Проведенный анализ опыта передовых зарубежных стран по формированию общественного сознания в рамках модернизационных процессов позволил выявить особый интерес исследователей к определению цивилизационных основ процессов модернизации в разных странах в различные исторические периоды, сформировавших и продолжающих формировать уникальный модернизационный профиль своей страны. Это позволяет обнаружить эффективные способы, социальные историко-культурологические переменные, глубинные причины и механизмы, рецепты и секреты «прогрессивного» и «ускоренного» модернизационного развития зарубежных стран. Выделены две характерные тенденции развития исторического знания
в условиях компетентностной модели образования: одна направлена на то, чтобы теснее связать обучение истории с развитием личности и навыков самостоятельного творческого критического мышления, с формированием качеств, позволяющих любому гражданину делать выбор в демократическом обществе; другая — при которой на первый план выдвигаются патриотические и духовные ценности общества. Это позволило авторам статьи утверждать, что историческое образование, патриотическое и поликультурное воспитание могут противостоять духовному кризису, помочь в формировании обновленного национального сознания.

Загрузки

Опубликован

2018-12-30

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ