Проблема фатализма в понимании мутакаллимов
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ph4/193-199Ключевые слова:
фатализм, ашаризм, матрудизм, рационализм, учение Калама, мутакаллимы, судьба, свобода, принуждение, выборАннотация
Целью статьи является исследование процесса формирования взглядов на общественную жизнь, в том числе и на проблему судьбы человека, в регионах, подвергшихся влиянию ислама, зародившегося в VII веке. Проблема эта решалась в результате полемики между представителями исламской философии и мутакаллимами, что привело к образованию таких мусульманских течений, как джабариты, кадариты, мутазилиты, ортодоксальные ашариты и матуридиты. Авторами статьи приведены сведения о том, как появились фаталистические взгляды в арабском мире, каких взглядов придерживаются разные идейные течения, группы по вопросу судьбы человека, и как они утверждаются в своих постулатах; откуда берет начало название каждого течения; как соотносятся идеи фатализма и свободы чело-веческой воли и выбора. Статья повествует о разногласиях между ашаритской школой и школой матуриди, о теории «чувства свободы» ашаритской школы, об измерении судьбы по отношению к подчинению и неподчинению велению Бога; о споре об объединении человеческих действий и ее актуальных вопросах; о трех методах ума, используемых мутакаллимами, на пути к истине; о рационалистическом объяснении принципов мироздания, о пути к истине, о существовании и движении материи, не противоречащих Священной Книге.