Культурная идентичность общества как теоретическая проблема
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ph4/254-262Ключевые слова:
идентичность, культурная идентичность, формальная логика, диалектическая логика, объективная идентичность, субъективная идентичность, идентификация, культурный кодАннотация
Статья посвящена анализу феномена культурной идентичности. Но прежде чем приступить к её анализу, рассмотрен феномен идентичности как таковой. Выявлено, что в казахстанской философии столкнулись две позиции по вопросу о логическом основании понятия идентичности и концепции идентичности, применяемые в социальной философии, социологии, психологии и т. д. Согласно одной позиции, таким основанием является формальная логика, согласно другой, им вполне может быть и диалектическая логика. Однако нынешнее состояние социальной философии и т. д. таково, что в решении своих проблем они ещё не поднялись до диалектической логики. Анализ концепций культурной идентичности показал, что их авторы толкуют эту идентичность как всего лишь феномен сознания. Обосновано положение о том, что данный вид идентичности (как и всякая другая идентичность) — феномен объективно-субъективный. По мнению авторов, существуют и объективные идентичности, которые являются первичными относительно субъективных идентичностей, так как они формируются в реальной жизнедеятельности людей в культуре. А субъективные идентичности являются продуктом идентификации и самоидентификации. Культурные идентичности неразрывно связаны с другими идентичностями, такими как политические, правовые и религиозные. Они образуют целостность, где между ними существуют отношения координации и субординации. В культурных идентичностях можно выделить как ценностно нейтральные, так и ценностно нагруженные.