Из истории экономической жизни и частного хозяйства представителей династии тюре
DOI:
https://doi.org/10.31489/2020hph3/31-39Ключевые слова:
тюре, джучиды, «ақсүйек», султан, торговляАннотация
Президент Казахстана К.-Ж. Токаев, выступая на Международном туристическом форуме «Улытау –
2019», отметил необходимость и важность чествования старшего сына Чингис хана — Джучи. В
казахской исторической литературе имя Джучи известно как Жошы. Некоторые исследователи
полагают, что Джучи не имел титула хана. Однако тот факт, что великий Чингис хан сам распределил территории для сыновей в уделах, и удел Джучи именовался Улус Джучи свидетельствует в пользу того, что Джучи был правящим ханом. Кроме того, после распада Золотой Орды представители правящей политической династии Казахского ханства выбирались из рода хана Джучи. Поэтому казахский народ называл их «ақсүйек», своего рода «дворяне Степи», в соответствии со социальным статусом, который в буквальном переводе звучит как «белая кость». Собственно, слово «сүйек», т.е. «кость», выражало значение племени, рода или происхождения, а «ақ» («белая») имело значение «благородное», элитное. Согласно степному праву, в традиционной политической титулатуре Казахского ханства потомкам династии Чингис хана, а именно династии Джучидов, по факту рождения присваивалось звание «султан». Настоящая статья посвящена социально-экономическому положению представителей социальной группы «ақсүйек» в казахском обществе. В частности, авторами изучены принципы и система видов налогов в Казахском ханстве путем анализа вопроса об экономических источниках и частных доходах представителей различных социальных слоев населения. В ходе рассмотрения данного вопроса подверглись анализу различные взгляды правящего слоя казахского общества — хан-султанов в системе экономических отношений. Идеология советской эпохи была основана на концепции классовых конфликтов, однако теперь важно сформировать реалистичное понимание проблем традиционного общества и экономики, оторвавшись от схематического понимания сути социально-экономической жизни казахского общества, сложившегося в интерпретации советской исторической школы. Была предпринята попытка нового поиска путем сравнения исторических данных о налоговой системе казахского народа сегодня и традиционных социальных отношениях прошлого.