Женщина-мать в современном Казахстане и её участие в возрождении национального государства
DOI:
https://doi.org/10.31489/2020hph1/136-145Ключевые слова:
современный, современный Казахстан, материнство, средний класс, этничность, гендер, интенсивное материнство,, дети, идеология, государствоАннотация
В статье изучена проблема осуществления материнства молодыми казахскими женщинами, имеющими 3–4 детей, в современном казахстанском обществе. Задается вопросами о том, какое значение имеют этничность, уровень дохода семьи и образования, государственная идеология. В большинстве постсоветских государств социально-политические и экономические реформы 1990-х гг. в той или иной степени сопровождались серьезными изменениями в официальной идеологии семьи и семейной политике. Казахстан не стал в данном случае исключением. В средствах массовой информации, в политических и академических дискуссиях, даже в документах женского движения подчеркивается возрастание социальной значимости традиционных женских ролей жены и матери, возвращение мужчине экономической ответственности за обеспечение семьи, важная роль «традиционно крепкой» семьи в процессах консолидации и возрождения нации. В данных процессах особую роль играют женщины, когда они влияют на формирование этнической идентичности детей, которая формируется посредством процесса социализации, усвоения ценностей и норм той культуры, в которой ребенок рожден. Женщины выступают в качестве границ нации через исполнение биологической роли матери, и, одновременно, в культурной роли матери. Под биологической ролью понимается репродуктивная роль женщины, женщина-мать, под культурной — ее роль как агента передачи традиций и нормативных образцов поведения. Для создания гендерно-чувствительной аналитической модели «производства» и «воспроизводства» коллективной идентичности в казахстанском обществе используется концепция роли женщин в национальных проектах израильской исследовательницы Н. Ювал-Девис. Основной тезис данной статьи заключается в предположении о том, что молодые казахские женщины конструируют и воспроизводят коллективную идентичность этнического сообщества посредством рождения большого количества детей и, тем самым, косвенно участвуя в национальном возрождении независимого Казахстана.