Институциональная конкуренция в век прямой цифровой демократии
DOI:
https://doi.org/10.31489/2020hph3/182-186Ключевые слова:
демократия, цифровизация, управление, электронная демократия, ЕвразияАннотация
Появление прямых форм взаимодействия между гражданами и государственными учреждениями, ставших возможными и широко обобщенными с помощью цифровых средств коммуникации, вызывает неподдельный интерес. Спустя два столетия, похоже, можно предположить возможность прямой демократии, при которой результаты электронного голосования и референдума по «гражданской инициативе» (также известной как «народной») будут одинаковыми, даже если представители парламента сохранят свой представительский мандат. Этот парадокс между «прямой демократией» и «мандатом представителя» заслуживает того, чтобы над ним поразмышляли. Речь идет о техническом развитии функционирования демократических общественных институтов или об изменениях и политическом переходе к другим способам управления? Во втором случае мы видим изменение интенсивности, близкое к тому, что произошло, когда история изобрела монархию, сдержанную конституционализмом, затем республику взамен монархии, затем всеобщее избирательное право в результате народного голосования, ранее не универсальное и т.д. В данной статье предложено изучение этой новой области, используя следующую структуру проблемы: из исторического сдвига в развитии демократии можно сделать вывод о том, что утверждение новых принципов будет происходить в свете этого «регионального явления». Предполагаемый обратный переход от представительской демократии к прямой «цифровой» демократии, несомненно, будет иметь свою региональную специфику, обусловленную различиями в историческом развитии, географическом положении и уровнем цифровизации.