Родо-иерархические связи в системе протестных координат казахского аула
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph1/62-72Ключевые слова:
казахский аул, родо-иерархические институты, силовая модернизация, народные восстания, адаптивные практикиАннотация
В статье дан анализ места и роли родо-иерархических институтов в системе социалистического строительства на архивных материалах, впервые вводимых в научный оборот. Авторы стремились показать,
как традиционная социально-экономическая структура, ее родовой сегмент адаптировались к новым правилам советского общежития. Проблема трансформации казахского аула, силовая модернизация кочевого населения являются одной из самых животрепещущих тем, ее многослойность позволяет историкам рассматривать ее по вертикали и горизонтали, на стыке междисциплинарных научных связей. Предложенная публикация показывает истоки разрушения традиционной идентичности и формирование советской казахской нации; процесс социальной мимикрии казахского аула и становление советского родового трайбализма, так как сильные родовые отношения инкорпорировались в политическую систему новой власти; стратегии активного / пассивного сопротивления казахского аула и мотивы адаптационных практик «отсталого» в глазах большевиков родоплеменного казахского общества. Особое внимание уделено анализу протестных настроений и открытых вооруженных выступлений, в
которых значимую роль играли родовые авторитеты и служители религиозного культа. В содержании указана группа характерных факторов народных вооруженных восстаний, отмечено порубежное влияние на протестные выступления, а также выделены их приоритеты. В совокупности повседневные поведенческие практики жизнеобеспечения казахского аула во многом зависели от традиционной родо-иерархической структуры, определявшей выбор формата стратегии адаптации или сопротивления.