Образовательный и воспитательный потенциал истории повседневности как компонента исторического образования
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph2/38-50Ключевые слова:
история повседневности, методология, методика обучения, качество образования, историческое образованиеАннотация
Вопрос познавательной мотивации обучающихся является одним из ключевых в педагогике и методике обучения. Актуализация этого вопроса в настоящее время связана с проблемами модернизации образования в Казахстане. Одна из этих проблем обусловлена поиском средств для развития когнитивных возможностей обучающихся. Решению этой задачи может способствовать применение в обучении истории материалов повседневной истории. Настоящая статья посвящена образовательному и воспитательному потенциалу истории повседневности, направлению исторических исследований, появившемуся сравнительно недавно, в последней четверти ХХ века, и исследующему жизненный мир обычных людей — участников исторического процесса. Актуальность исследования возможностей использования потенциала повседневной истории в процессе преподавания исторических дисциплин для развития познавательной мотивации обучающихся и их социализации обусловлена тем, что данный вопрос в отечественных методических трудах мало исследован. По мнению авторов статьи, объективную картину прошлого невозможно получить, не учитывая все богатство исторического знания, включая и историю повседневности. Знакомство с повседневным поведением людей других исторических эпох, с их менталитетом и системой морально-нравственных ценностей покажет обучающимся общность и преемственность общечеловеческой культуры. Формирование ценностного отношения к своему прошлому, его эмоциональное восприятие обусловливают эффективность обучения. В статье проанализированы образовательные и воспитательные задачи истории повседневности, рассмотрена возможность применения инновационных методов для ее преподавания. Авторы считают, что формирование знаний у обучающихся по истории повседневности будет способствовать более адекватному восприятию исторического процесса, легкому и продуктивному усвоению учебного материала, повысит познавательную мотивацию обучающихся, простимулирует их социализацию в обществе.