Теоретико-методологические основы изучения Центрально-Азиатского движения футувва и предпосылки института Ахилла на становление концепции в исторической науке Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph2/43-53Ключевые слова:
футувва, институт Ахи, суфийское братство, Ходжа Ахмет Яссави, тарикат яссавийаАннотация
В отечественной истории изучение предпосылок движения футувва и института Ахи, оказавшего сильное влияние на социокультурную жизнь Центральной Азии в средние века, поднимает важные вопросы. В базе наукометрических данных почти нет исторических трудов, которые поднимают вопросы о политическом и экономическом влиянии школы ясавийа. Принимая во внимание тот факт, последователями Яссави были люди разного статуса, начиная от обычных людей до правителей страны. Исторический анализ политического, экономического и духовного влияния школы в Туркестане является основой фундаментальных исследований. Исследовательская работа позволит полностью обобщить этот период отечественной истории и всесторонне выявить направления сотрудничества между государствами в области образования и науки, в политической, экономической и духовной сферах. В средневековом Казахстане братство ясавийа занимал особое место. Для постоянного служения братству работали ханаки, а их ученики, как Ходжа Ахмед Яссави, занимались изготовлением ложек. Муршид стал «Пиром» (Покровителем) тюркских народов. Принимая во внимание тот факт, что в кипчакских степях животноводство было основной деятельностью, у каждого животного был свой «пир». В Ахилловом институте тоже был «дух» каждой профессии. Мы также видим, что понятия, используемые в иерархической системе института, применялись у кочевых казахов. Шейхи Ясавия взаимодействовали с местным населением посещаемых ими территорий, развивали туркестанскую суфийскую школу и формировали новые структуры. Институт Ахилла в Анатолии, который возник как одна из этих школ, начал функционировать при династии Джучи. Таким образом, можно отметить влияние движения футувва среди кочевого населения тюркских народов в средневековом Казахстане и доказать, что предтечей создания института Ахилла в Анатолии послужила туркестанская суфийская школа.