Исследование информационной культуры учащихся старших классов казахстанских школ (на примере гг. Караганды, Темиртау и Сарани)

Авторы

  • И.Д. Хлебников
  • А.Ж. Мырзахметова
  • Н.К. Момошева

DOI:

https://doi.org/10.31489/2022hph2/170-181

Ключевые слова:

информационная культура, информационная грамотность, медиаграмотность, анкетирование, молодежь

Аннотация

В статье рассмотрены результаты исследования информационной культуры казахстанских учащихся. Целью исследования является оценка уровня информационной культуры современной казахстанской молодежи, определение потенциальных рисков и угроз, выработка эффективных стратегий и рекомендаций по развитию навыков информационной грамотности. Проанализированы данные респондентов категории «Учащиеся общеобразовательных школ» (500 чел.), «Учителя общеобразовательных школ» (500 чел.) и «Родители учащихся общеобразовательных школ» (500 чел.). На основании полученных по данным категориям опрошенных процентных распределений, осуществлена аналитическая группировка результатов в соответствии с гипотезами исследования и произведен анализ ответов в соответствии с программой исследования. Анализ систематизированной информации позволил выделить положительные и отрицательные стороны информационной культуры основных категорий респондентов. Анализ систематизированной информации позволил выделить положительные и отрицательные стороны информационной культуры основных категорий респондентов. В частности, опрошенные ученики владеют основными навыками работы в сети Интернет, который является для них самым популярным источником информации. Большинство школьников уверены в своих навыках поиска информации и не демонстрируют компьютерной игровой зависимости. Большинство опрошенных учителей достаточно высоко оценивают наличие у учеников навыков цифровой грамотности, медиаграмотности и информационной грамотности. Однако более трети опрошенных учащихся проводят в Интернете долее 6 часов в сутки. Подростки рассматривают сеть как возможность общаться, развлекаться, отдыхать и, в меньшей степени, обучаться, но не воспринимают ее как средство для создания финансового, социального капитала, солидаризации и самовыражения.

Загрузки

Опубликован

2022-06-30

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ