Ландшафты Средневековья: Фернан Бродель о проблеме кочевничества в средневековом мире Средиземноморья
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph2/190-201Ключевые слова:
Бродель, историография, кочевничество, отгонное животноводство, СредиземноморьеАннотация
Научное наследие выдающегося французского учёного, признанного лидера второго поколения исторической школы «Анналов» Фернана Броделя продолжает находиться в сфере историографического интереса. Однако не все аспекты его исследований получили адекватную оценку. Автором статьи рассмотрены концептуальные подходы Ф. Броделя к истории взаимодействия человека и природы в Средиземноморье и прилегающих регионах через проблему кочевничества. Метод рассмотрения данного вопроса соответствует основным принципам историографического исследования: выявление авторской содержательной позиции путём анализа его трудов, характеристика источниковедческой базы и методики критики используемых источников. Кочевничество у Броделя — это не только феномен степей Центральной Азии, пастбищ Иранского нагорья, песков Сахары, но и органическая часть жизни развивающихся обществ Пиренейского полуострова, Прованса, Апеннин, Балкан, Малой Азии. Ф. Бродель столкнулся с задачей охватить во всей целостности многочисленные проблемы, связанные с перегонами скота на выпасы и с кочевым образом жизни, то есть с регулярными перемещениями человеческих масс и стад скота. Бродель восстанавливает модель кочевой жизни Балкан, Анатолии и Северной Африки. Здесь сталкиваются, на его взгляд, разные типы общества, разные типы ведения хозяйства, разные цивилизации и образы жизни. Бродель соглашается с выделением нескольких видов сезонных перемещением скота. Сезонные перегоны скота связаны, по мнению Ф. Броделя, с самыми разнообразными факторами: физическими, социальными, историческими. Кочевничество, полагает Бродель, имеет более древнее происхождение, чем отгонное животноводство. Пастухи-кочевники постепенно и последовательно вытеснялись с внутренних равнин и низменностей и были отброшены к гористым окраинам и периферийным равнинам. Переизбыток пустых пространств обрекает, по мнению Ф. Броделя, общество и хозяйство на вечное движение. Маятниковое движение степных кочевников к морю, а затем обратно от моря к пустыне Бродель считал одним из существенных факторов истории Средиземноморья. Кочевничество с его суровой замкнутой «культурой» говорит, по мнению Ф.Броделя, об очевидном детерминизме.