Преодоление культурной травмы через переизобретение исторической субъектности кочевой культуры казахов в творчестве Олжаса Сулейменова 1960-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph4/98-109Ключевые слова:
кочевая культура, историческая память, культурная травма, множественная идентичность, Олжас СулейменовАннотация
Статья посвящена отражению в историософских произведениях казахстанского поэта-шестидесятника Олжаса Сулейменова ключевого для обретения казахами множественной идентичности и исторической субъектности в ХХ в. сюжета: утраты кочевого образа жизни, музеифицированной игры символов кочевой экзистенции из точки ее невозврата (городского хронотопа седентаризованной кочевой культуры), рецепции исторической памятью постномадов наследия средневековой городской культуры Центральной Азии, диалога новой исторической субъектности с мировой культурой (вписывание национального в планетарное) и пере-изобретения ее образов, увиденных казахской интеллигенцией в отражениях древней истории. Исследованный литературно-историософский материал позволяет осмыслить проблему соотношения кочевого и оседлого в исторической памяти казахстанского общества и наличие здесь культурной травмы «внеисторичности», преодоленной во второй половине ХХ в. К факторам, сформировавшим эту культурную травму, можно отнести: 1) прерывание кочевой культуры в результате насильственной коллективизации и седентаризации 1920–1930-х гг.; 2) историографическую традицию описания кочевой культуры как регрессивной и ее восприятие казахской национальной интеллигенцией 1960–1970-х гг. через доминировавший исторический нарратив. Способом преодоления этой травмы стала рецепция культурного наследия средневековой городской культуры Центральной Азии, активное археологическое исследование которой начинается в эти годы в Казахской ССР, и вписывание пере-изобретаемой исторической субъектности во всемирную историю цивилизации, что, в свою очередь, способствовало формированию множественной идентичности на уровне репрезентаций исторической памяти.