К вопросу о развитии и роли культуры в сельской повседневности Центрального Казахстана в 1964–1985 гг.
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph4/189-202Ключевые слова:
повседневная жизнь, Центральный Казахстан, культура, искусство, клуб, Дом культуры, кино, айтыс, ансамбль, автоклуб, песня, танецАннотация
Культура и искусство являются важными сферами, определяющими динамику и тенденции в повседневной жизни населения. В статье рассмотрены вопросы развития культуры и ее роль в повседневной жизни сельчан Центрального Казахстана в 1964–1985 гг. Исследование построено на основе архивных документов (материалов российских архивов — РГАСПИ и ГА РФ и казахстанских — ЦГА РК) и данных интервьюирования, проведенных авторами с жителями Каркаралинского, Егиндыбулакского и других районов Карагандинского региона. Изучение специфики развития культуры и проведения культурных акций/проектов в казахских сельских районах позволяет сделать вывод о том, что участие в них носило массовый характер. Проводимые мероприятия не ставили задачу и не использовались для возрождения национального духа, а играли институциональную роль как идеологический инструмент государства в деле пропаганды коммунистических идей. В результате исследования были выявлены достижения и недостатки развития в сельской культурной повседневности, определены положение и место национальной культуры и искусства в сельской повседневности региона. В Культура и искусство являются важными сферами, определяющими динамику и тенденции в повседневной жизни населения. В статье рассмотрены вопросы развития культуры и ее роль в повседневной жизни сельчан Центрального Казахстана в 1964–1985 гг. Исследование построено на основе архивных документов (материалов российских архивов — РГАСПИ и ГА РФ и казахстанских — ЦГА РК) и данных интервьюирования, проведенных авторами с жителями Каркаралинского, Егиндыбулакского и других районов Карагандинского региона. Изучение специфики развития культуры и проведения культурных акций/проектов в казахских сельских районах позволяет сделать вывод о том, что участие в них носило массовый характер. Проводимые мероприятия не ставили задачу и не использовались для возрождения национального духа, а играли институциональную роль как идеологический инструмент государства в деле пропаганды коммунистических идей. В результате исследования были выявлены достижения и недостатки развития в сельской культурной повседневности, определены положение и место национальной культуры и искусства в сельской повседневности региона.