Закрытые и открытые структуры в традиционных женских обрядах
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph4/142-151Ключевые слова:
гендер, традиционная культура, казахи, тюрки, символизм волосАннотация
Женские инициатические ритуалы, или женские обряды перехода, в которых изменяется статус женщины — одна из наименее изученных сфер в культурной антропологии и истории. Причиной является закрытость этой сферы от внешнего взгляда, тем более от взгляда постороннего мужчиныисследователя. Этнографические сведения обычно довольно скудны и противоречивы, а исторические — почти отсутствуют. Исключение, пожалуй, составляет свадебная обрядность, которая оформляет наиболее важный этап в жизни женщины в традиционном обществе и которая отражена в литературе более широко. Было бы интересно реконструировать систему женских обрядов, в целом, но на имеющемся материале — это задача трудновыполнимая. В статье поставлена более скромная цель — попытаться выявить «логику» символического мышления, проявляющегося в женских ритуалах перехода на примере свадебного обряда. По нашей гипотезе, для статуса незамужней девушки характерны
закрытые структуры, замкнутый контур, например, боковые пряди волос «тұлым» сплетены в одну косу, серьги невесты соединены цепочкой. После замужества структуры открываются, контур размыкается, например, «тұлым» заплетаются в две отдельные косы, а цепочка, соединяющая серьги, снимается. Толчком к выявлению этой «логики» стали рассуждения археолога Э.Р. Усмановой и ее соавторов о гендерной символике средневекового тюркского женского изваяния. Символизм сведенных вместе коленей девичьего каменного изображения и непринужденной позиции ног статуи кормящей женщины очевиден. Можно предположить, что именно этот символизм и был развит в других открытых и закрытых структурах, связанных с женскими обрядами.