Развитие народного образования в Каркаралинском районе в 20–30-е годы ХХ века: успехи, проблемы, перспективы
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph3/129-139Ключевые слова:
Каркаралинский регион, система образования, ликвидация неграмотности, педагогический техникум, национальные школыАннотация
В статье на основе значительного комплекса архивных материалов, включающих как архивные фонды центральных государственных архивов Республики Казахстан, так и фонды областных и районных архивов, рассмотрены основные мероприятия по созданию системы школьного образования в Каркаралинском регионе в 1917–1941 годы. Предпринята попытка проследить преобразования в системе образования, выявить количественные и качественные показатели, характеризующие становление и развитие народного образования в крае. Дан анализ состояния школьного образования на примере развития русских и казахских школ, выявлены основные характеристики, роль и место школ первой ступени и школ второй ступени. Обращено внимание на то, что создание системы образования сопровождалось мероприятиями по ликвидации безграмотности и малограмотности среди взрослого населения Каркаралинского региона через систему ликбезов, красных юрт и др. Прослежена роль интернатов в системе образования, обращено внимание на их особую важность в условиях кочевого образа жизни, который был характерен для значительной части населения изучаемого региона в 1920–30-е годы. Показана роль педагогического техникума в формировании учительских кадров, необходимых для работы в школах города Каркаралинска и Каркаралинского района. Анализ количественных показателей развития системы образования в регионе на протяжении двух десятилетий позволил сделать
вывод о поступательном развитии школьного образования, о постоянном росте количества учащихся, прежде всего, казахской национальности в школах первой ступени.