Повседневная жизнь педагогов городов Центрального Казахстана в 1946 – 1970-е годы
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022hph3/51-56Ключевые слова:
горожане, педагоги, учителя, городское пространство, городАннотация
Статья посвящена исследованию повседневной жизни педагогов городов Центрального Казахстана в 1946–1970-е гг. Предпринята попытка оценить роль и место педагогов в социокультурном развитии городов региона. В то же время города оказывали значительное влияние на жизнедеятельность горожан. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в отечественной историографии недостаточно изучены сюжеты, посвящённые многообразию типов горожан Центрального Казахстана, их повседневным будням в обозначенный период. Исследование основано на сравнении эталонных образов и повседневных практик, публичной жизни городских педагогов региона. Проанализированы материалы воспоминаний учителей, интервьюирования бывших учеников, горожан разных профессий о педагогах периода 1946–1970-х гг. по таким параметрам, как внешний облик, включающий одежду, прическу, манеры поведения, язык повседневного общения, профессиональные качества, условия жизни, влияние идеологического фактора. Социальный статус, характер и условия труда, идеологические установки государства выделяли педагогов из городского окружения, формировали у них особую психологию и самосознание. Статья написана в рамках одного из современных направлений в исторической науке — истории повседневности. Авторы пришли к выводу, что педагоги в сравнении с многообразными типами горожан Центрального Казахстана (1946–1970-е гг.) имели как общие, так и специфические черты и характеристики. Их анализ имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Материалы статьи могут стать концептуальной основой для изучения повседневной жизни горожан, принадлежащим к разным профессиональным или социальным группам.