Одиночество как философская проблема
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph1/217-224Ключевые слова:
одиночество, проблема, феномен, чужой, отчуждение, феноменология, экзистенциализм, подход, опыт, теорияАннотация
Будучи одним из важных вопросов философии, феномен одиночества находится во внимании и других наук, таких как психология, педагогика, языкознание, социология, культурология, религиоведение. Проблема одиночества становится наиболее актуальной и приобретает остроту в контексте современного образа жизни. Понимание феномена одиночества ведет к пониманию сущности человека, но проблема одиночества неоднозначна. Основными методами исследования являются описание, классификация, систематизация и сопоставление материалов исследования на основе культурологического, антропологического, герменевтического, когнитивного анализа, синтеза и обобщения отечественных и зарубежных источников. Феноменология и экзистенциализм получили развитие и систематизацию в философском рассмотрении одиночества. Феноменология рассматривала одиночество с точки зрения интерсубъективности, то есть возможности или невозможности теоретикопознавательной связи человека с другими людьми, признания их общего бытия и одиночества «Я». В экзистенциализме одиночество являлось принципом замкнутого антропологического универсума, а внутренняя изоляция стала основой индивидуального существования. Однако существующие социально-философские подходы и направления, связанные с одиночеством, считаются недостаточно разработанными, поскольку этих подходов недостаточно для раскрытия его тонкостей. В результате изучения одиночества как философской проблемы было определено, что оно является общим для всех людей, но имеет разные характеристики для каждого человека. В мировой философии сложились противоречивые взгляды на феномен одиночества, который с древних времен стал распространенным явлением в нашем обществе: 1) одиночество считалось положительной инициативой с точки зрения интеллектуального одиночества, дозволенного в античном обществе; 2) одиночество рассматривалось
как многогранная, коварная болезнь среди социальных болезней, опасная для здоровья, против
счастья, имеющая отрицательные качества, вызывающая недовольство и сострадание. Таким образом, разрешенное в древнем обществе интеллектуальное одиночество служило мудрецам и философам.