Теория, дискурс, процесс
DOI:
https://doi.org/10.31489/2021hph2/158-162Ключевые слова:
социальный, дискурс, классический, неклассический, теория, методологический, неопределенность, бытие, трансцендентный, различиеАннотация
В статье обоснована необходимость постнеклассического, гетерогенного подхода к проблеме концептуализации современного социального познания, сущностью которого является дискурсивность. Современное общество представлено децентрированной, многомерной реальностью, состоящей из сингулярных единиц. Постнеклассические социальные парадигмы необходимы для того, чтобы приблизиться к пониманию современных социальных процессов, главными носителями которых являются люди, движимые уникальными особенностями и качествами, и выработать гуманистические, человекомерные тактики и стратегии будущего развития человечества. Бытие дается как событие. Событие — это данность бытия сущего, не являющегося основанием этого бытия. Таким образом, сущность опирается на различие. Сущность — не модель вещи, а процесс, но не творения, а становления. Предданных сущностей нет. Социальное бытие предстает в качестве события, которое предшествует сущности. Бытие разворачивается как имплицитный, виртуальный процесс становления. Бытие, задаваясь в самоорганизации, отступает в неопределенность. Гетерологическое измерение бытия — это радикальная когнитивная инверсия в социально-философском дискурсе, связанная с отказом от установки на устойчивость социального бытия и переходом на его живую процессуальность.