Роль философии в формировании навыков критического мышления
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph1/141-148Ключевые слова:
критически-клиническое мышление, факт, аргументация, смысл, рефлексия, крити ческое мышление и его навыки, принципы, философия, основанная на критике, реализм, содержащий в себе критику, взгляд со стороныАннотация
В статье рассмотрены пути и варианты возможного становления критического мышления у студентов различных вузов при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Сделан упор на важность умения критически мыслить, правильно делать выбор в любой сложной жизненной ситуации. При этом ставка делается на студентов-медиков. Авторы статьи изучили точки зрения различных исследователей, занимающихся данной проблемой. Особый интерес вызывают исследования в этой области И.В. Муштавинской, С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева, которые подробно и основательно представляют технологию развития и формирования критического мышления, указывая на важность и необходимость наличия такого мышления у обучающихся. Основное внимание обращено на возможности формирования критического мышления при изучении философии. Показаны различные методы, применяемые авторами, — дискуссии на этические и социально значимые темы, написание эссе по экзистенциальным проблемам, учебные конференции, например, по философии Нового Казахстана, со студентами в качестве спикеров, круглые столы по проблемам поиска смысла жизни или эвтаназии и мн. др. Обращается внимание на разработку познавательных заданий, которые позволяют студентам осуществлять собственный поиск и приходить к самостоятельным выводам и решениям. В качестве таких заданий может быть оригинальный текст, требующий осмысления: этическая дилемма или ситуационная задача. На основании практического опыта авторы приходят к выводу о необходимости включения критической составляющей в преподавание социально-гуманитарных дисциплин во всех высших учебных заведениях, независимо от профиля.