Cтатус и ценность образования в религии Ислам и культ сакральности
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph1/178-187Ключевые слова:
Ислам, Коран, понятие «адаб», знания, философия науки, святые, мазар, медресе, сура, аятАннотация
В статье на основе приводимых аргументов и конкретных примеров сделан вывод, что мусульманская модель образования основана прежде всего на Коране и Сунне, а также на научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей. Ученые связывают целостность человеческой жизни с философским, культурологическим, этическим, развивающим единством науки и знания. Авторами раскрыта и проанализирована суть ценностей Корана, ставших основой образования и науки в исламской философии. Педагогическая система образования и обучения в Исламе изучает формирование личности, воспитание и образование человека любого возраста в рамках культурологии, религиоведения. Конечной целью образования в Исламе является формирование нравственности. Понятие «адаб» охватывает духовную и материальную сущность человека, его социальные отношения. Ученые трактуют это понятие как достойное поведение, которое формируется на основе знаний из источника мудрости (хикмат), и считают, что становление и развитие высших качеств защищает человека от совершения ошибок. В этом заключаются основные принципы системы образования и науки в религии Ислам. В статье с реформаторско-модернистской точки зрения определяются и анализируются ценности и институты Ислама, имеющие отношение к базисным аспектам классического периода мусульманской цивилизации. Авторами статьи проанализирована проблема отношения к культу святых и сакральным местам в постклассическом Исламе, а также история развития образования в Исламе и основные принципы науки на современном этапе. В статье отмечено, что роль духовных школ и исламское мировоззрение ученых относятся к числу духовных сокровищниц.